Ирма Петровна Яунзем - биография

 

Краткая биография

Ирма Петровна Яунзем родилась 27 сентября 1897 года в Минске, куда тайком сбежали её родители Петр Иванович и Эвелина Мартыновна из Латвии вопреки воле родственников матери Ирмы Петровны, которых не устраивало простое происхождение Петра Ивановича.

После окончания гимназии отец отправил Ирму учится пению и музыке в Петербург, где она успешно поступила в консерваторию. Её педагогом по вокалу была Ксения Николаевна Дорлиак. Другим консерваторским наставником, сыгравшим роль в дальнейшей судьбе Ирмы, был замечательный латышский педагог и музыкант Язеп Иванович Витол. Он вел класс теории и гармонии. Узнав, что Ирма латышка, он ввел её в хоровой кружок латышского землячества, где она соприкоснулась с народными песнями, впервые по настоящему почувствовав всю силу их обаяния.

Летом 1917 года она поехала на каникулы в Минск, но вернуться в консерваторию Ирме было не суждено. В годы революции и гражданской войны ей довелось выступать в составе маленьких трупп (камерных театров миниатюр), постранствовав от Пензы до Севастополя. После войны прошла переаттестацию в Союзе работников искусств (Рабис) и начала планомерную концертную работу в составе маленькой группы, куда кроме неё входили молодые Владимир Горовиц и Натан Мильштейн.

Про те голодные годы Ирма Петровна вспоминала так: "Продовольственная проблема ... в какой-то мере ускорила окончательное решение проблемы моего амплуа. Вместе с сестрами я отправилась по белорусским деревням выменивать свои носильные вещи на продукты. А привезла оттуда несметное богатство – примерно около ста белорусских народных песен. Среди них такие шедевры, как "Песня пастуха" или "Колыхалочка".

Вернувшись, она лучшее из собранного разучила и спела в концертах. Так впервые белорусская песня, звучавшая раньше по деревням, вышла на концертную эстраду. Правительство Белоруссии высоко оценило её труд, в 1923 году она стала почетной артисткой Белорусского государственного театра по отделу народных песен  (звание было равносильно введенному пять лет позднее званию заслуженный артист Белорусской ССР). Наркомпрос Белоруссии командировал Ирму Яунзем в Москву для преподавания в Белорусском театральном институте. В 1925 году после окончания командировки она становится солисткой Московской филармонии на долгие годы (вплоть до 1967 г.).

В предвоенные годы Ирма Петровна совершает много поездок с концертами в разные страны и районы нашей страны. В 1926 году проходят гастроли в Китае (Харбин), Корее, Японии (Осака, Токио). В 1927 году принимает участие в концертах Международной музыкальной выставке во Франкфурте-на-Майне (вместе с О. Ковалевой, А. Доливо, Л. Александровской, М. Литвиненко-Вольгемут) .

В 30-е годы в Ленинграде, при Академии наук, существовал этнографический отдел, в котором занимались исследованием и собиранием песенного фольклора. Зная интерес И. П. Яунзем к народной песне, отдел привлекает её к экспедиции за песнями по республикам Средней Азии и Казахстану (1934-1935).

И везде, где бы не гастролировала И.П. Яунзем, во всех уголках страны она находила новые песни народов СССР и включала в свой репертуар, который насчитывал несколько тысяч песен.

Во время войны выступала с концертами на фронте, в тылу. В 1944 году озвучила в фильме С. Эйзенштейна "Иван Грозный" песни на музыку С. Прокофьева: колыбельную "Океан-море" и "Песню про бобра".

1 декабря 1957 года ей присвоено звание народной артистки РСФСР. В 50-х годах начала заниматься педагогической деятельностью в ВТМЭИ (Всероссийская мастерская эстрадного искусства) и училище имени М. И. Ипполитова-Иванова. Участвует, как член или председатель жюри, в многочисленных певческих конкурсах.

В 1967 году награждена орденом Трудового Красного Знамени. В 1968 году написала книгу "Человек идет за песней".

Умерла выдающаяся певица в апреле 1975 года.

 

 

О певице:

Фаина Раневская: В далекие годы моей молодости я работала актрисой драматического театра в Крыму. Помнится кто-то из моих коллег советовал послушать певицу, концерт которой должен был состоятся в ближайшие дни. Мой коллега говорил о певице восторженно, и это заставило меня срочно запастись билетом на концерт певицы, фамилию которой я ещё не знала. И по сей день помню волнение охватившее меня и весь зал, когда я впервые услышала исполнение песен Ирмой Яунзем. Это поистине было явлением неповторимым. Много за мою долгую жизнь я видела и слышала прекрасного, и одним из этих прекрасных чувств, вызванных великим талантом была Ирма Петровна Яунзем. Как я благодарна ей за эту радость"

Надежда Казанцева: ...Искусство Ирмы Яунзем должно широко пропагандироваться по радио и телевидению, в грампластинках как эталон исполнения народных песен. Пока же её записи почти не транслируются, сделанный в свое время ряд телепередач в её участием почему-то оказался стертым... Так ли мы бережем достижения своего искусства?

 

Нина Дорлиак: Яунзем выбрала свой, совершенно особенный путь и достигла в своем искусстве предельных высот совершенства. Она оказалась ни на кого не похожим художником, создав свой прекрасный мир мир песенного творчества народов, населяющих нашу страну.

Hosted by uCoz